Анализ состояния системы среднего профессионального образования Астраханской области
Лаптева Е.Г.,
начальник отдела регионализации профессионального и постдипломного образования министерства образования и науки Астраханской области, кандидит пед. наук
Сивова И.С.,
главный специалист, кандидат пед. наук
На современном этапе жизни российского общества и государства особое значение приобретает необходимость комплексного развития регионов на основе наиболее полного использования их потенциальных возможностей, в том числе и системы профессионального образования, в целях повышения вклада в социальное и экономическое развитие общества в целом.
В то же время регионализация среднего профессионального образования является труднейшей по решению проблемой, поскольку в его деятельности наиболее характерно проявление черт централизованной экономики с преобладанием ранее существовавших вертикальных отраслевых систем организации и управления народным хозяйством.
Активизирующиеся в настоящее время процессы ослабления вертикальных и существенное усиление горизонтальных связей и структур управления, формирование региональных рынков труда привели к перераспределению функций и результатов деятельности средней профессиональной школы в пользу регионов.
Несмотря на это в деятельности среднего профессионального образования, в ходе процессов его регионализации постоянно продолжают иметь место следующие противоречия:
- между объективными требованиями усиления политической, социальной и экономической базы саморазвития регионов и недостаточной динамикой включения среднего профессионального образования в решение этих задач;
- между масштабами и структурой осуществляемых средним профессиональным образованием функций, в том числе по подготовке специалистов, и фактическими интересами и запросами населения и хозяйства регионов;
- между необходимостью усиления регионального аспекта управления средним профессиональным образованием и сохраняющимися, во многом, вертикальными управленческими связями;
- между необходимостью всестороннего учета динамично меняющегося спроса на образовательные услуги населения и хозяйства регионов и отсутствием соответствующей системы маркетинга;
- между необходимостью финансового стимулирования деятельности среднего профессионального образования из бюджетных и внебюджетных средств региональных источников и сохраняющимся преимущественно федеральным бюджетным финансированием.
Сегодня требует незамедлительного разрешения проблема снятия вышеуказанных противоречий путём модернизации среднего профессионального образования региона, что это не означает отказа от уже имеющегося позитивного опыта, от всего, что эффективно работает и приносит очевидные результаты.
Но в то же время есть вопросы, решение которых требует смены подходов, отказа от стереотипов. И связано это, прежде всего, с новыми требованиями как к системе среднего профессионального образования в целом, так и к профессионально-личностным качествам современных специалистов.
В настоящее время система среднего профессионального образования Астраханской области включает в себя 19 учреждений, традиционно реализующих программы СПО, среди которых 15 государственных учреждений среднего профессионального образования, 2 негосударственных, 2 (Астраханский морской колледж и Астраханская средняя специальная школа милиции МВД Росси) получили статус филиалов иногородних вузов. 12 учебных заведений финансируются из федерального бюджета, 5 - из областного, 9 учреждений среднего профессионального образования являются колледжами.
На базе государственных ССУЗов созданы и ведут образовательную деятельность 10 филиалов в различных населённых пунктах области (п. Володарский, с. Байбек, г. Харабали, п. Лиман, п. Красные баррикады, г. Нариманов, г. Ахтубинск, г. Знаменск), что имеет большое значение для удовлетворения региональных образовательных и кадровых потребностей.
В настоящее время в учреждениях среднего профессионального образования обучается более 22000 студентов (22183 человека), из них 18689 человек - на дневных отделениях, 3504 - на заочных.
За период с 1995 года по 2006 год контингент студентов ССУЗов региона увеличился на 5114 человек (30%). Однако следует заметить, что за последние два года контингент студентов ССУЗов уменьшился на 1583 человек, за счёт снижения набора на заочное отделение, а также на места, финансируемые по договорам с юридическими и физическими лицами с полным возмещением затрат на обучение.
Ежегодно в ряды студентов колледжей и техникумов вливается четвертая часть выпускников 11-х классов школ Астраханской области. В 2006 г. из 7856 выпускников 11 классов - 2352 человека (свыше 29 %) поступили в ССУЗы. Обучающиеся в ССУЗах на базе 9 классов составляют 13720 человек, более 70% от общего контингента учреждений среднего профессионального образования. В 2006-2007 у.г. из 12786 выпускников школ на базе основного общего образования 3448 абитуриентов (27%) стали студентами колледжей.
Диплом о среднем профессиональном образовании в 2005-2006 учебном году получили около 4 тысяч специалистов (3854 человек), из них 897 дипломов (23%) повышенного уровня.
Информация об учреждениях среднего профессионального образования Астраханской области
Наименование |
1995 |
2000 |
2002 |
2004 |
2006 |
Число учебных заведений СПО |
21 |
20 |
22 |
21 |
19 |
Численность студентов (чел.) |
17079 |
20186 |
23111 |
23776 |
22193 |
в том числе на отделениях: |
|
|
|
|
|
Дневных (чел.) |
12079 |
15594 |
17778 |
18923 |
18689 |
Заочных (чел.) |
4004 |
4156 |
5038 |
4853 |
3504 |
Приём в учебные заведения на дневное отделение (чел.) |
4223 |
5355 |
6154 |
6418 |
5800 |
Выпуск из учебных заведений (чел.) |
2511 |
3629 |
4446 |
4174 |
3954 |
Развитие в регионе отраслей, связанных с судостроением, добычей и переработкой газа и нефти повлекло за собой изменение профильной структуры подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. В условиях постепенной активизации промышленного сектора экономики сформировалась устойчивая тенденция в сторону расширения подготовки специалистов в области технического профиля и технологического сервиса (обслуживание машин и оборудования, связанного с наукоёмкими технологиями, обслуживание энергетических систем, вычислительной техники). В последнее время в учреждениях СПО открыты новые специальности, востребованные на рынке труда Астраханского региона: «Автоматизация технологических процессов и производств в нефтяной и газовой промышленности» и «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования в нефтяной и газовой промышленности»; «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Бурение нефтяных и газовых месторождений», «Автоматизированные системы обработки информации и управления»; «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».
В настоящее время в учреждениях среднего профессионального образования ведётся подготовка студентов по 93 специальностям различного профиля.
Количество реализуемых программ в учреждениях
среднего профессионального образования
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2004 |
2006 |
60 |
70 |
79 |
82 |
84 |
93 |
В условиях неопределённости ситуации на рынке труда, отсутствия долгосрочного прогноза развития экономики, обоснованного государственного заказа по подготовке кадров затруднено формирование профильной структуры подготовки специалистов среднего звена. Реальная структура подготовки специалистов во многом формируется на основании востребованности в образовательных услугах со стороны населения, которая далеко не всегда соответствует современному состоянию и перспективам развития экономики.
В Астраханской области 32 % занятого населения имеет среднее специальное профессиональное образование. В 2005 году в службу занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 989 выпускников ССУЗов или 19,9 % от общего выпуска, что на 139 человек больше, чем в 2004 году (на 16,9%).
Анализ профессионального состава спроса и предложения рабочей силы показал, что, как и в предыдущие годы, наиболее невостребованными на рынке труда оказались выпускники средних профессиональных учебных заведений, имеющие профессию: бухгалтер (81 человек или 22,6% состоящих на учёте выпускников СПО), юрист (50 человек или 13,9 %) и менеджер (25 человек или 7,0%). Средняя продолжительность безработицы выпускников СПО составляет не более 4 месяцев.
Распределение студентов средних профессиональных учебных заведений
по группам специальностей
|
Численность студентов дневного обучения |
||
2003 - 2004 у.г. |
2004 - 2005 у.г. |
2006 -2007 у.г. |
|
Всего |
18518 |
18877 |
18689 |
Право, социальная работа |
1668 |
1767 |
1711 |
Образование и педагогика |
1495 |
1615 |
1499 |
Здравоохранение |
1468 |
1587 |
1751 |
Культура и искусство |
1078 |
1116 |
1023 |
Экономика и управление |
3312 |
3228 |
3220 |
Машиностроение и металлообработка |
395 |
563 |
411 |
Эксплуатация транспорта |
1578 |
1662 |
1679 |
Технологические машины, оборудование и транспортные средства |
1347 |
1140 |
1245 |
Электротехника |
379 |
215 |
471 |
Информатика и вычислительная техника |
1127 |
956 |
979 |
Сервис |
598 |
527 |
506 |
Технология продовольственных |
964 |
1172 |
1207 |
Строительство и архитектура |
1234 |
1354 |
1271 |
Сельское и рыбное хозяйство |
602 |
522 |
574 |
Защита окружающей среды |
364 |
302 |
137 |
Разработка полезных ископаемых |
540 |
628 |
543 |
Автоматизация и управление |
108 |
436 |
413 |
Метрология, стандартизация и контроль |
44 |
87 |
49 |
В средних профессиональных учебных заведениях области обучением и воспитанием студентов и курсантов занимаются около 2000 преподавателей (78% женщины), среди которых 67 заслуженных учителей школ Российской Федерации, заслуженные работники культуры, 16 профессоров, 52 кандидата наук, почётные работники различных направлений, около 700 преподавателей имеют высшую категорию.
Преподавательский состав учреждений СПО
|
1995 |
2001 |
2003 |
2004 |
2006 |
Преподавательский персонал, всего |
1281 |
1759 |
2302 |
2189 |
1839 |
В том числе штатный персонал |
996 |
1206 |
1460 |
1434 |
1371 |
Однако, низкая заработная плата преподавателей и других работников ССУЗов, неудовлетворительное финансирование образовательных учреждений приводит к оттоку наиболее перспективных кадров, отсутствию пополнения кадрового состава многих учебных заведений молодыми специалистами и как следствие - к постепенному старению преподавательского персонала. Педагогические коллективы практически не пополняются специалистами, имеющими опыт производственной деятельности.
В Астраханской области осуществляется последовательное совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса, направленное на повышение качества подготовки специалистов среднего звена, обеспечение их профессиональной мобильности и конкурентоспособности. 14 средних специальных учебных заведения области перешли на реализацию программ повышенного уровня, в основу, которых заложен принцип соответствия содержания профессионального образования современным тенденциям развития образования, выражающимся в гуманитаризации, гуманизации и фундаментализации содержания образования, повышении уровня интеллектуализации подготовки специалистов, информатизации, усилении профессиональной направленности социально-экономической и естественно-научной подготовки.
Развиваются инновационные образовательные программы, новые формы организации образовательного процесса с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Расширяется внедрение информационных образовательных технологий в учебный процесс при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин. Повысился уровень обеспеченности средних специальных учебных заведений аппаратными и программными средствами. Ведётся разработка электронных обучающих средств и создание электронных библиотек. Все учебные заведения имеют доступ в Intеrnet.
Площадь образовательных учреждений составляет - 226306 м2, в том числе для учебных и учебно-производственных целей - 135996 м2; имеются помещения социально-бытового назначения, спортивные сооружения. Перечень учебного оборудования кабинетов и лабораторий ССУЗов соответствует требованиям примерных программ подготовки студентов и слушателей по заявленным специальностям.
Улучшилось материально-техническое обеспечение учреждений СПО. Важным источником его развития являются внебюджетные средства, получаемые от образовательной, производственной, консалтинговой деятельности и реинвестируемые в образовательный процесс. Это позволяет осуществлять поддержку основных фондов учебных заведений, переоснащение учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, развивать спортивно-оздоровительную базу.
Однако многие учреждения среднего профессионального образования имеют учебные и учебно-производственные корпуса, введенные в эксплуатацию ранее 1980 года. Материально-техническая база учебных заведений характеризуется значительным износом, отсутствуют современные лабораторные модули, позволяющие организовать практическое обучение на современном уровне.
Государственные учреждения системы СПО имеют 13 общежитий на 4579 мест, которые являются структурными подразделениями, содержатся за счёт бюджетных средств, выделяемых учебным заведениям, платы за пользованием общежитиями и других внебюджетных средств, поступающих от хозяйственной и предпринимательской деятельности учебного заведения. Размещение учащихся и студентов производится с соблюдением установленных санитарных норм.
В концепции модернизации российского образования большое место уделено профессиональному образованию как основе формирования трудовых ресурсов страны и предусматривается необходимость опережающего развития начального и среднего профессионального образования, поскольку структура кадровых ресурсов и качество подготовки специалистов этих образовательных уровней не соответствует реальным и потенциальным потребностям отечественного производства.
Говоря об опережающем развитии среднего профессионального образования, необходимо иметь в виду, что речь идет не о количественных, а о качественных показателях, не о наращивании масштабов подготовки специалистов, а о коренном изменении качества их образования. В этой связи, стратегическая цель среднего профессионального образования состоит в подготовке квалифицированного специалиста как социально-активной личности, конкурентоспособной на рынке труда, свободно владеющей своей профессией и ориентированной в смежных областях деятельности, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Реализация этой цели предполагает, прежде всего, повышение качества образования. Эта проблема всегда была главной для учебных заведений. Решение этой проблемы многопланово, так как качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности: содержание образования, технологии обучения, материально-техническое обеспечение, кадровый потенциал и т.д.
Что значит управлять качеством образования? Это значит специально организовать управленческую деятельность так, чтобы обеспечить качественные изменения в учебном процессе, в педагогической практике, в воспитательной работе, во всей среде, окружающей обучающихся в ссузе, которую можно зафиксировать как усвоение студентами не только базовых знаний и профессиональных умений, но и сформированность у них готовности к активному самостоятельному постижению новых знаний, информационных и других технологий, приобретению многофункциональных умений, а также повышение уровня их культуры, воспитанности, социальной активности.