Источник: Проблемы и тенденции развития образования в РФ. Профессиональное образование. Региональный аспект. Статистический информационно-аналитический сборник. - М.: ООО «Корвет», 2005.
1. Профессиональное образование и
социально-экономическое развитие регионов
С точки зрения общества, эффективность и результативность системы образования проявляется в снижении социальной напряженности, безработицы, бедности, преступности, асоциального поведения и наркомании, повышении социальной мобильности, общего культурного уровня населения, толерантности и социальной ответственности.
С точки зрения экономики, результативность функционирования системы образования выражается в экономическом росте, в частности, в увеличении ВВП, и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Для России говорить о достоверном влиянии системы образования на экономический рост или повышение конкурентоспособности экономики сегодня еще рано. Более продуктивным представляется анализ адаптации систем образования, в данном случае региональных систем, к изменениям внешнего запроса и условий функционирования.
Рассмотрим анализ показателя развития человеческого потенциала (ИРЧП), синтетического показателя, учитывающего и уровень экономического развития, и здоровье, и образование населения данной территории (страны, региона). Диаграмма на рисунке 1.1. наглядно демонстрирует существенную региональную дифференциацию значений ИРЧП. Но важна не столько дифференциация самого показателя, сколько входящего в этот показатель индекса образования.
Анализ данных переписи населения позволяет говорить о высоком по мировым меркам уровне образования населения: доля лиц с профессиональным образованием составляет 59% населения в возрасте 15 лет и старше. В то же время имеются существенные региональные различия по данному показателю - минимальное и максимальное значения различаются в 1,7 раза. Наличие межрегиональной дифференциации прослеживается и на уровне федеральных округов (рис. 1.2):
Скачать весь документ с графиками в формате MS Word (1 мегабайт)