В Астраханском госуниверситете утверждена новая общеобразовательная программа «История и философия науки для сдачи кандидатского экзамена», направленная на формирование углублённых знаний обучающихся, имеющих высшее образование в области истории и философии науки.
Основная цель программы — изучение основных и специализированных методов современной науки, принципов формирования научных гипотез и критериев выбора теорий, формирование понимания сущности научного познания и соотношения науки с другими областями культуры, создание философского образа современной науки, подготовка к восприятию материала различных наук для использования в конкретной области исследования.
Освоение программы познакомит обучающихся с основными и специализированными понятиями, теориями, подходами в философии науки, с методами научного познания, этикой науки, общей историей научного знания, современными научными междисциплинарными проблемами. В результате будут сформированы знания в области истории и философии науки, навыки определения и обоснования методологии и метода исследования, общие умения в области подготовки научной работы. Освоение программы будет способствовать подготовке к сдаче кандидатского экзамена по «Истории и философии науки».
Среди основных задач освоения программы — развитие способности к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; способности проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.
В учебном плане программы предусмотрено изучение следующих разделов:
- предмет и основные концепции современной философии науки;
- возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции;
- структура научного знания;
- динамика науки как процесс порождения нового знания;
- междисциплинарные аспекты научно-технического прогресса.
Занятия по программе проходят в форме практикумов, панельных дискуссий, групповых обсуждений, презентаций творческих заданий.